Реставраторы начали работу над усадьбой Морозовых в Подсосенском переулке

С новым Шехтелем, Москва!

Федор Шехтель, самый известный мастер московского модерна, буквально до дыр «засмотрен» столичными любителями архитектуры. Тем интереснее находки, сделанные недавно реставраторами в усадьбе Морозовых в Подсосенском переулке: несколько весьма запущенных комнат первого этажа сохранили под слоями краски и штукатурки подлинный шехтелевский декор. Интерьеры были выполнены еще молодым мастером в 1890-х годах — и накрепко забыты на целое столетие!

Реставраторы начали работу над усадьбой Морозовых в Подсосенском переулке

Богато украшенный лепниной фасад этой усадьбы бросается в глаза идущим по Подсосенскому переулку. Сейчас, правда, вся красота убрана в строительные леса, открыта только сверкающая обновленными маскаронами арка. Дом строился Викулом Елисеевичем Морозовым, хозяином Орехово-Зуевской мануфактуры, по проекту Михаила Чичагова. Но завершал оформление, заказав некоторые интерьеры молодому Шехтелю, уже его сын Алексей Викулович.

— Почему эта усадьба уникальна? — поясняет руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — В обычной городской усадьбе имеется главный дом с парадными интерьерами и вокруг этого главного дома — одно или несколько второстепенных строений, флигеля и службы. У этой же усадьбы сразу два дома с уникальными интерьерами. Причем авторских: над интерьерами усадьбы работал гений модерна Федор Шехтель.

Если пройти через главный вход усадьбы — с переулка, — можно увидеть хорошо сохранившиеся и ухоженные (хотя и не в полной мере аутентичные) несколько залов, сохранивших интерьеры Чичагова. Но в левом крыле начинаются «чудеса»: небольшая анфилада комнат, в центре которой двусветный каминный зал. Прямо пойдешь — гобеленовая гостиная с зеркалами во французском стиле (что гобелены, что маркетри на панелях, что бронза замков и решеток отопления — тончайшая работа!). А вверх поднимешься мимо резного гнома-ученого с подписью Ars longa vita brevis и добродушно-грустного дракона… И попадаешь в роскошную, хоть временно и пустующую библиотеку.

Добавим сюда росписи, панно, витражи — по-шехтелевски богато, хотя до его «венского модерна в Москве» еще было несколько лет. Напомним, что связи Шехтеля с большой династией Морозовых были весьма и весьма прочными: фактически именно члены этой семьи были первыми покровителями молодого зодчего. Интерьеры, а потом и целые особняки, молельные комнаты и надгробия — Федор Осипович делал для Морозовых всё.

Удивительные интерьеры главного дома усадьбы в Подсосенском — это хорошо сохранившееся крыло, в котором в советские времена действовало издательство «Наука», а сейчас работает Дом народов России. Но есть и другое — доселе экскурсантам, да и многим искусствоведам неизвестное. Вход туда — со двора, а корпус называется «дом с оранжереей».

— Это настоящая жемчужина, — подчеркивает Емельянов. — В этом здании тоже интерьеры авторства Федора Шехтеля, это самый малоисследованный его объект в центре Москвы. Исследовательские, а затем и реставрационные работы начались два года назад. В каждом из залов нас ожидали открытия.

Как только глаза привыкают к полумраку, понимаешь, что это не менее впечатляющий комплекс комнат-залов, чем в основном крыле. Даже, пожалуй, более разнообразный.

Вот, скажем, большая «французская» гостиная. На подоконнике — слегка гнутая маленькая печка-буржуйка: уж не со времен ли Гражданской, то есть больше ста лет, она где-то на чердаке пролежала? Но не она — самое интересное, конечно, не она: плафоны все в росписях (масло, сусальное золото). Частично живопись закрыта специальным консервационным материалом (представьте себе малярный скотч — только такой, что не повреждает осыпающиеся краски). Но разобрать кое-что можно: тут и солнце в центре композиции, и Афродита, и другие античные боги…

А на полу, под тремя слоями советского паркета, обнаружился подлинный шехтелевский, из шести пород дерева!

Проходим через невысокую дверь, откосы которой, кстати, оклеены газетами за 1896 год. И оказываемся в готическом кабинете, потолок которого расписан чертополохом, а над входом расположился огромный красочный геральдический лев. Причем если о чертополохе знали (он просвечивал через побелку), то о льве, скрывавшемся под тремя слоями краски, совершенно забыли; вот был сюрприз для реставраторов! Вся эта живопись — мастерской Михаила Врубеля, часто сотрудничавшего с Шехтелем. А где-то, может быть, и прямо его рука.

Реставраторы начали работу над усадьбой Морозовых в Подсосенском переулке

За готической комнатой следует небольшая «барочная» — опять-таки во французском стиле гостиная. Украшение традиционно — живописный плафон и так называемые десюдепорты, плафоны над дверями. Затем следует «мавританская» комната, где когда-то курили кальян. Опять-таки здесь дух захватывает при взгляде на потолок. Монументальные балки, полностью покрытые росписями, были попросту зашиты фальшпотолком и вследствие этого забыты. А под батареей отопления обнаружилась единственная подлинная красочная плитка наподобие португальских азулежу — по ее образцу, вероятно, будет восстанавливаться все покрытие.

А дальше… Дальше круг должен был бы замкнуться, а мы — вернуться в «освоенную» часть особняка, к кабинету и библиотеке. Но переход между ними пока закрыт. А именно там, кстати, находится самая таинственная часть дома — старообрядческая моленная, то есть домовая часовня. Она также, по описаниям, покрыта росписью. А какие там были иконы — можно лишь воображать: Алексей Морозов был одним из виднейших коллекционеров древних икон в стране.

Увидим ли мы когда-нибудь и эту — самую интимную — комнату Морозовского особняка, остается только гадать и надеяться. Но что касается реставрации вновь открытых шехтелевских интерьеров — это дело ближайших нескольких лет. Пока же…

— На сегодняшний день выполнены уже работы по кровле — заменена частично стропильная система, уложено медное покрытие, — говорит представитель организации-подрядчика. — Ведутся работы по фасаду, карнизам, лепному декору. Начинается монтаж водоотводной системы. К концу года мы фасад закончим. Большой объем лепного декора. Уже очень большое количество утрат восполнено. Ну а интерьерами будем заниматься, если выиграем конкурс.

Словом, фасады и лепнину на них мы увидим, если все пойдет по плану, уже к концу 2025 года.

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *